ИКЕА в России: Таможня 27.08.2012

ИКЕА в России: Таможня

Выступление Юлии Гертель, начальника таможенного отдела, IKEA, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012», который состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "ИКЕА в России: Таможня".


Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".


Видеозапись выступления Юлии Гертель.


Сначала пару слов о компании ИКЕА.

Надеюсь многие знают, что компания занимается производством мебели и продажей мебели собственного дизайна, а также товаров для дома. У нас в настоящий момент триста тридцать три магазина в сорока трех странах. Закупки мы производим от тысячи триста поставщиков из пятьдесят пять странах мира. То есть вы видите достаточно большой порядок поставщиков и все эти закупки нужно организовать должным образом.

Снабжение – мы работаем через сорок три региональных дистрибьюторских центра в девятнадцати странах мира. Деятельность «ИКЕА» в России. Магазины открываются в составе семейных центров «МЕГА» и на сегодняшний день в России открыто четырнадцать торговых комплексов и четырнадцать магазинов «ИКЕА». Три из них в Москве, два в Санкт-Петербурге, остальные в регионах. Дистрибьюция — центр расположен в Московской области снабжает все магазины «ИКЕА» в России. Он был построен в 2004 году. В настоящий момент полезный объем центра составляет сто восемьдесят тысяч кубических метров, из которых девяносто четыре — полностью автоматизированный склад.

Касательно таможенного оформления. Немного расскажу о нашем опыте, как мы добились того что у нас существует достаточно бесперебойное таможенное оформление. Касательно количества артикулов в ассортименте, предыдущая компания сказала, что они работают с шесть тысяч артикулов. Мы работаем только в основном ассортименте товары которые мы продаем в магазинах «ИКЕА» это десять тысяч артикулов и плюс каждый год у нас старые артикулы выходят из ассортимента приходят новые коллекции.

Это около три тысячи новых артикулов в год. Помимо товаров, которые мы продаём в магазинах. Также завозим около трех тысяч товаров для собственных нужд. Это как магазинная мебель, одежда для продавцов так и прочие товары, покрывающие нужды наших магазинов. Помимо этого это техническое оборудование для нашего собственного производства, это сырье для нашего собственного производства, и например каталоги. Даже когда мы говорим о каталогах, в этом году мы будем ввозить те каталоги, что распространяются, около двухсот пятидесяти машин в месяц. Это достаточно серьезные объемы.

Все это вместе дает около пяти сотен кодов ТН ВЭД, надеюсь здесь есть люди, которые понимают, что это за разброс. Если взять товары, которые мы продаем в магазине с 06 группы по 95 включительно, у нас разброс по полной, практически по всей номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Также как было сказано предыдущим, выступающим огромное количество сертификатов. Это порядка двух тысяч. Сертификат, декларация, пожарный сертификат и множество прочих разрешительных документов. С этим нам приходится работать ежедневно. Следующий слайд — это по объему оформления. Мы оформляем по тысяче пятьсот машин в месяц.


Как я уже говорила, у нас снабжение происходит от тысячи трехсот поставщиков и от большого количества различных стран. Различные виды транспорта, в основном авто, морской транспорт, также немного железнодорожного, включая мульти-модальные перевозки. И соответственно различные границы. То есть у нас груз ходит через минимум десять различных границ.

Таможенное оформление непосредственно с самого начала как «ИКЕА» решила открыть первый магазин, нами было принято решение, что мы не отдаем таможенное оформление на аутсорсинг. Все мы делаем сами, без участия брокеров, без участия чужих СВХ. Первый год у нас была своя зона временного таможенного контроля. Потом мы открыли СВХ и с открытием центра по дистрибьюции в Московской области мы перевели СВХ туда.

Таможенное оформление наших грузов, проводится отделом таможенного контроля поста «Сходненский». Нашими грузами занимается отдел, который оформляет только наши грузы.

Вот слайд с картинками. Пост сидит здесь, зона таможенного контроля она достаточно маленькая, всего вместимостью сорок пять машин. При учете того, что в день мы оформляем порядка семидесяти машин. Расскажу о некоторых процессах, которые мы внедрили в отделе практически с самого начала нашей деятельности, которая нам позволяет достаточно эффективно работать в этой сфере.

Первый процесс это подготовка артикулов к импорту, то есть мы заранее знаем, какие артикулы придут в тот или иной ассортимент, мы подбираем коды ТН ВЭД, мы подбираем описание для таможенной цели, то есть те описания, которые впоследствии устроят наши таможенные органы для таможенных деклараций. Мы получаем заранее все сертификаты, все разрешения, соответственно получаем образцы, проводим тесты вместе с сертификационными компаниями и на момент когда артикулы готовятся к отгрузке — у нас есть все документы необходимые для импорта и для последующей продажи.

В качества одного из условий мы ставим при работе с нашими отправителями, что артикул не может быть отправлен в Россию, пока процесс подготовки к импорту не завершен. Помимо подготовки артикулов к импорту, мы также готовим так называемый поток к импорту. Это если мы закупаем товары от новых продавцов мы заранее готовим все паспорта, контракты и сделки и прочее, то есть ни один заказ не может быть отправлен к нам, пока поток не подготовлен для ввоза в Россию. Следующий процесс, который мы тоже внедрили в самом начале нашей деятельности, это то, что все документы отправки в наш адрес проверяются перед отгрузкой. Мы работаем с тысячей трехсот поставщиков на этих условиях. Все обязаны прислать нам заранее отсканированные документы или по факсу на проверку.

Только после того как мы одобряем документы компании могут отгружать грузы в наш адрес. И здесь надо говорить, что мы проверяем инвойсы, проверяем упаковочные и транспортные документы, и суть проверки сводится к тому, что мы проверяем, насколько артикул есть в нашем ассортименте, насколько он готов к импорту, насколько поток готов к импорту и насколько сопроводительные документы подготовлены полностью и без ошибок. Имеются ввиду такие вещи как корректное описание упаковки. Предыдущий выступающий сказал, что да у многих компаний есть система, в которую они когда там завели информацию, которая в последствии появляется в товаро-сопроводительных документах. Точно также у нас в компании, например, оговорено, что например такой тип артикула грузится в количестве таких-то штук на такие-то мультипаки, на такие-то паллеты. Но наши азиатские коллеги для полного заполнения контейнеров могут все располитизировать и накидать коробками. При этом, не изменив, например описание упаковки в товаро-сопроводительных документах. То есть приходится проверять такие вещи, что все цифры, которые есть в товаро-спороводительных документах соответствуют реальной загрузке. Один из серьезных аспектов, которые у нас есть, над которыми мы очень тщательно работаем на проверке, по весам.

Больше половины наших грузов попадает под специфические ставки, это когда мы платим с веса и в нашем случае это очень важно чтобы вес, заявленный в товаро-сопроводительных документах и в последствии в декларации был правильным. Иначе на компанию могут открыть дело о нарушении таможенного законодательства. Для этого мы заставляем наших поставщиков, периодически взвешивать грузы, присылать нам фотографии на весах. Мы проводим много операций по взвешиванию себя. Смотрим, насколько товары, которые приходят к нам соответствуют заявленному весу.

Следующий процесс, это процесс подготовки декларации. Тоже есть чем поделиться. Мы, наверное, одна из компаний, которая заполняет таможенные декларации автоматически.

Как я уже говорила у нас уже есть заранее информация об ассортименте, мы знаем артикул, который мы собираемся ввозить, на них уже подготовлены коды описания и сертификаты. Все это зарегистрировано в базах данных. У нас есть информация по потоку и мы знаем по какому контракту какие грузы везутся и у нас есть информация о продавце и как в последнем процессе нам приходит товаро-сопроводительные документы, мы знаем информацию об отгрузке, у нас есть номера машин, контейнеров, номера ЦМР, количественные показатели, информация об упаковке, веса и прочие данные необходимые для таможенного декларирования. Таможенное декларирование проводится с нажатия одной кнопки. Да декларанты у нас в итоге сверяют общую стоимость, общий вес, но как таковое таможенное декларирование автоматическое. С 2002 года мы работаем по предварительному декларированию.

Порядка 99% у нас предварительное декларирование, которое нам помогает зарегистрировать декларацию, списать платежи и проверить большую часть сведений декларации, до прибытия машины. Когда машина пребывает, если закрывается транзит, если машина не попадает под обязательный таможенный досмотр, она практически сразу выпускается. Электронное декларирование, с 2004 года мы используем процедуру электронного декларирования. Мы были второй компанией, которая начала ее использовать. Мы стали первой компанией, которая начала ее использовать сразу в 100% случаев.

На электронное декларирование через интернет мы перешли в 2009 году. И перешли мы на нее только тогда, когда смогли в нашей внутренней системе формализовать все необходимые документы. То есть мы, наверное отличаемся от других компаний в которых формализация происходит путем набивания данных в определенные поля формализованных документов. У нас вся формализация происходит автоматически. То есть все документы, которые мы используем для электронного декларирования за исключением контракта, который мы из «Word» переносим в формализованный документ, все остальные документы как то инвойсы сертификаты, и прочие разрешения они формируются автоматически. 

Слайд про время таможенного оформления. Я написала за исключением машин с обязательным таможенным досмотром. От нуля до трех часов, у нас оформляется 41% машин. От трех до шести — 51 % процент и только 1% больше двенадцати часов. Я бы сказала, для России это в общем, то достаточно хороший показатель. Кстати забыла сказать, что наши таможенный пост СВХ работает практически с самого начала семь дней в неделю и двенадцати часовой график, то есть мы, действительно практически бесперебойно оформляем наши машины. С 2005 года у нас есть открытый вместе с таможенными органами учебный центр таможенного декларирования для представителей таможни и представителей бизнеса. За эти годы мы провели порядка пятьдесят обучений, обучили порядка пять сотен человек. Сейчас практически он уже не работает. Потому что все обучение либо в ЦД либо на Каширский пост.

Пару слайдов о сложностях. С точки внешней сложности, как я написала это таможенные досмотры. Высокий процент таможенных досмотров в среднем от пяти до пятнадцати, но бывают недели, когда доходит до 27%.

Достаточно тяжело. Особенно принимая во внимание, что контейнеры приходят из азиатского региона, действительно загружены по самую завязку, не политизированные грузы, очень много времени тратится на выгрузку, нахождение нужного артикула осмотра и последующую загрузку этого товара обратно. И сложности внутренние, корректность документов.

Отправители должны понимать процесс отгрузки в Россию, они должны понимать те возможные последствия, если товаро-сопроводительные документы не будут соответствовать грузу, загруженному в машину. Как уже было сказано, что есть перепоставки, недопоставки, поэтому мы очень жестко работаем с нашими отправители, которые привыкли к тому, что – да перепоставка, недопоставка, все решается путем кредит-нота или дебет-нота в конце месяца. У нас, к сожалению так не решается, у нас каждая перепоставка – это нарушение таможенных правил. Приходится устанавливать над отправителями двойной контроль отгрузки и другие методы, чтобы товар соответствовал товаро-сопроводительным документам.

Про корректность веса уже было сказано, и также хотелось бы отметить, что тяжело работать с отправителями относительно ввоза технологического оборудования. Когда до ввоза надо подготовить действительно безумное количество документов. Эти документы должны быть изначально подготовлены на 100% правильно, иначе уже потом если менять в процессе подготовки отгрузки то процесс может затянутся.

Просуммировав это скажу, что если все процессы налажены в компании, если компания придерживается белых и прозрачных методов работы, работать на территории России можно. То есть при нашем объеме поставок, при нашем количестве артикулов в ассортименте мы оформляемся довольно быстро и гладко. И один слайд касательно наших планов на будущее в отношении таможенного оформления. Объемы продаж продолжают расти в существующих магазинах «ИКЕА». Планируется открытие новых магазинов. Наш СВХ ограничен. В качестве возможного решения на будущее компания рассматривает возможность получения статуса экономического оператора и оформления на своих складах этого товара. Здесь мы смотрим больше на тему — насколько это возможно с точки зрения эффективности разгрузки товара, чтобы мы не потеряли эффективность на наших дистрибьционных центрах. Если мы увидим что эффективность более-менее такая же как есть, мы перейдем на этот метод работы.


Теги: ИКЕА, таможенное оформление, таможенные правила, снабжение, перевозка, доставка, импорт, предварительное декларирование, сложности
Автор(ы):  Гертель Юлия




Реклама