Разработан проект закона о государственно-частном партнерстве 29.06.2012

Разработан проект закона о государственно-частном партнерстве


Минэкономразвития России разработало проект федерального закона о государственно-частном партнерстве. Документ устанавливает порядок и условия привлечения частных инвестиций в долгосрочные инфраструктурные проекты. В документе прописано, какие лица имеют право на заключение контрактов в рамках государственно-частных партнерств, как проходит процедура отбора, что может быть предметом договора, на каких принципах строится партнерство.

Минэкономразвития России во исполнение поручений Правительства РФ разработало проект Федерального закона "О государственно-частном партнерстве" (далее - Проект). Предложенные изменения законодательства призваны снять существующие ограничения и расширить возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Как указано в пояснительной записке, сейчас бюджетные ограничения не позволяют финансировать всю необходимую инфраструктуру за счет средств бюджета. Именно эту проблему призвано решить продвижение государственно-частного партнерства на федеральный уровень.

На данный момент понятие государственно-частного партнерства не установлено на федеральном уровне законодательно - оно лишь упоминается в некоторых нормативно-правовых актах (например, в Бюджетном кодексе РФ). Однако в таких документах не раскрыто, что под ним понимается. Фактически ГЧП уже давно применяется в России, но формы партнерства (например, концессионное соглашение) не идеальны и немногочисленны. Иная ситуация в региональном законодательстве - в некоторых регионах государственно-частное партнерство установлено на уровне законов субъектов РФ (см., например, Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах").

В Проекте под государственно-частным партнерством понимается долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов партнерства в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг. Такое сотрудничество достигается посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов. Соответствующие положения содержатся в ч. 1 ст. 2 Проекта.

Согласно Проекту, объектом соглашения о ГЧП может быть недвижимое и движимое имущество, включая технологически связанное между собой - создаваемое, реконструируемое, модернизируемое и (или) эксплуатируемое. В качестве публичного партнера в ГЧП смогут выступать действующие самостоятельно или совместно Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти. Кроме того, на стороне публичного партнера сможет выступать уполномоченное юридическое лицо, контрольный пакет акций, более 50 процентов долей в уставном капитале или имущество которого принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию (ч. 6 ст. 2 Проекта). Частным партнером, в свою очередь, может быть российское или иностранное юридическое лицо, а также их объединения, являющиеся стороной соглашения о ГЧП, которое в соответствующем порядке признано победителем конкурса на право заключения такого соглашения или определено в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством (ч. 7 ст. 2 Проекта). В ч. 4 ст. 7 документа также отмечено, что на стороне частного партнера может выступать индивидуальный предприниматель.

Предполагается, что суть ГЧП будет заключаться в следующем. Публичный партнер будет предоставлять организации или предпринимателю земельные участки и иное имущество во владение и пользование или в собственность. Также частному партнеру могут быть предоставлены право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Частный партнер, в свою очередь, либо обязуется создать (реконструировать, модернизировать, обслуживать) объект соглашения, который впоследствии остается в его собственности или передается публичному партнеру, либо использует свое имущество в рамках соглашений, либо передает публичному партнеру право на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (ст. 5 Проекта).

Законопроект также допускает иные формы участия публичного и частного партнеров в соглашении о ГЧП, не противоречащие федеральному или региональным законам. Возможно сочетание нескольких форм участия в рамках одного проекта. Фактически роль публичного партнера чаще всего будет заключаться в предоставлении ресурсов, а частного партнера - в финансировании и осуществлении проектирования, создания, реконструкции или поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры.

Разработчики Проекта предлагают ввести "защиту частного партнера от неблагоприятного изменения законодательства", обеспечив ему возможность сохранить первоначальное распределение рисков на весь срок существования партнерства (ст. ст. 13 - 14 Проекта). Так, условия соглашения могут быть изменены в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о ГЧП. Однако у этого правила есть исключение: оно не будет применяться при изменении техрегламентов или иных актов, регулирующих охрану недр, окружающей среды или здоровья граждан. Кроме того, частный партнер сможет потребовать изменения условий соглашения, если изменятся регулируемые государством тарифы, и возмещения убытков от незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В силу ст. 6 Проекта предметом соглашения о государственно-частном партнерстве могут быть, в частности, следующие объекты:транспортной инфраструктуры и транспорта;
  • коммунального хозяйства;
  • энергоснабжения;
  • обороны и безопасности;
  • подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
  • используемые для медицинской, лечебно-профилактической и прочей деятельности в системе здравоохранения;
  • образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
  • используемые для туризма, рекреации и спорта;
  • трубопроводного транспорта;
  • используемые для охраны правопорядка.
Перечень указанных объектов в Проекте является открытым.

Соглашения о ГЧП (то есть договор между публичным и частным партнерами) предполагается заключать на конкурсной основе (ст. 9 Проекта). Впрочем, из этого правила будут исключения. Конкурс не будет проводиться, например, в следующих случаях:
  • если требованиям предварительного отбора соответствует только одна заявка (и предложение соответствует требованиям конкурсной документации);
  • если объект соглашения о ГЧП (или участок, на котором будет расположен объект) находится во владении, пользовании или собственности частного партнера.
Кроме того, при отказе победителя от заключения соглашения это право переходит к участнику конкурса, который предложил условия, лучшие после предложенных победителем. Законодательство о госзакупках планируется изменить таким образом, чтобы на проекты ГЧП не распространялись положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Проектом также устанавливаются существенные условия соглашения о ГЧП, гарантии прав и законных интересов частного и публичного партнеров, принципы их взаимоотношений, правила подготовки проектов ГЧП и проведения конкурсов.

Если Проект будет принят, понадобится изменение ряда действующих нормативно-правовых актов. Авторы документа предусмотрели такую необходимость и привели перечень законов, в которые будут вноситься изменения. Так, в течение трех месяцев после принятия Проекта предполагается внести изменения в Земельный, Лесной и Водный кодексы РФ, а также в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (это связано с особым порядком передачи госимущества частному партнеру) и законы о стратегических теплоснабжении и энергетике (в части особенностей установления долгосрочных тарифов для объектов ГЧП). Нормы Налогового кодекса РФ, как ожидается, будут изменены таким образом, чтобы передача партнерам ГЧП госимущества не облагалась НДС. Кроме того, предлагается установить особенности амортизации для такого имущества. Изменения коснутся и Бюджетного Кодекса РФ.

В целом предлагаемая в Проекте форма сотрудничества представляется выгодной и удобной для компаний и предпринимателей, заинтересованных в содействии государственных и муниципальных органов. Однако на стадии опубликования Проекта на сайте ведомства поправки, которые предлагается внести в действующие нормативно-правовые акты, подробно пока не описаны. На данный момент спрогнозировать, какие риски они будут нести, невозможно. Впрочем, если Проект будет внесен на рассмотрение в Госдуму, его ждет еще три чтения, в процессе подготовки к которым указанные положения, вероятно, будут раскрыты более подробно.

Документ:

Проект Федерального закона "О государственно-частном партнерстве"

КонсультантПлюс

Теги: государственно-частное партнерство, ГЧП, сотрудничество, проект, закон, разработка, изменения, соглашение, партнеры
Автор(ы):  Телия Юлия Леонидовна




Реклама