Меры повышения эффективности МПО 31.12.2011

Меры повышения эффективности МПО

22 декабря 2011 года состоялась пресс-конференция ФГУП "Почта России". Почтовый оператор проинформировал о текущей ситуации с обработкой международных почтовых отправлений в предновогодний период и о предпринятых мерах по ускорению обработки и таможенного оформления поступающих из-за рубежа отправлений, а также сроках прохождения отправлений через объекты международной почтовой логистики.

Организатор пресс-конференции: ФГУП "Почта России"

Среди выступавших:

•Владимир Абдухалилов, заместитель директора ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России";

•Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП "Почта России";

•Михаил Рыскин, руководитель отдела взаимодействия с таможенными органами Дирекции по организации производственных процессов ФГУП "Почта России".

Видеозапись выступления.


Абдухалилов Владимир: «В своей презентации я хотел бы осветить следующие вопросы: это динамика роста объемов по видам почтовых отправлений, которые входят из-за рубежа в Российскую Федерацию, это рассказать вкратце о тех мероприятиях, которые мы провели в течение последних 1,5 лет, и показать к чему мы пришли».

 

Тимофеев Александр: «В принципе предпосылки посылочного роста всем понятны, объяснять не надо. Фактически, что сегодня получилось? До 2008 года уровень проникновения интернета в наше домохозяйство оставлял желать лучшего. Фактически только Москва и Санкт-Петербург имели стабильный выход в интернет дома. Политика многих компаний запрещает «лазит» в интернете на протяжении всего рабочего времени. В 2009-2010 годах широкополостный интернет достиг показателя 40% проникновения и это фактически первый раз дало толчок к первому валу интернет-заказов из-за рубежа. Первая волна была вызвана тем, что люди искали тот товар, который сегодня в России вообще никак не представлен. Если мы посмотрим сегодня структуру поступающих интернет-посылок, то это товары для активного вида отдыха, велоспорта, профессиональные велосипеды, горные велосипеды, которые в России сегодня не продаются, либо продаются в 5-6 раз дороже, чем они стоят на местных рынках, товары для пейнтбола, профессиональное снаряжение, горные лыжи. Это такие нишевые виды спорта, нишевые товарные предложения, которых сегодня в России нет, и которые в первую очередь стимулировали первый скачок роста.

В этом году нам уже говорили, что уровень проникновения интернета в домохозяйство составил 60%. Мы видим еще большее давление через объемы входящей почты. Люди потребляют уже не только нишевой товар, а пошел и массовый товар (одежда, обувь), то, что сегодня купить на зарубежном аукционе, таких как ebay, amazon, или каком-то интернет-магазине дешевле, чем можно найти в российских сетях или в российских интернет-магазинах. Фактически это и дало тот рост объемов, который мы сегодня имеем. Это не только международной почты касается, это касается и внутренней почты.

Для нас вообще интернет-торговля, дистанционная торговля, является приоритетом в развитии, потому что это для нас один из основных драйверов роста».

Абдухалилов Владимир: «Хотелось бы добавить в части касающейся посылочной почты. Наши коллеги из таможенных органов в какой-то степени ограничили вход в Российскую Федерацию так называемого «серого» объема. Если в 2009 - начале 2010 года почта входила к нам от каких-то частных операторов, при этом она поступала сюда в ММПО Москва и проходила только таможенную очистку без дальнейшей детальной сортировки, то сейчас эти операторы уже работают через иностранные почтовые администрации, в частности через Deutsche Post. Естественно, у нас получился такой рост объема почты, которая уже требует детальной сортировки.

Этот слайд наиболее показательный, если смотреть на реакцию нашего населения, на возможности интернет-торговли. Здесь факторы влияния на такой рост объема не только то, что можно купить за рубежом дешевле, но и были какие-то послабления сделаны еще со стороны Федеральной таможенной службы, когда одно физическое лицо может заказывать в месяц товара на 1000 евро. Соответственно, мы имеем такой всплеск. Еще раз повторюсь, что мы, конечно же, не ожидали такого роста объема.

На конец декабря мы ожидаем выйти на цифру 1 млн. мелких пакетов из-за рубежа. При этом данные мелкие пакеты по почтовой категории относятся к простой письменной корреспонденции, что, естественно, дешевле отправлять, нежели чем посылочную почту, поэтому у нас идет такой рост объемов по мелким пакетам».

Тимофеев Александр: «В мелких пакетах в основном у нас сегодня пересылаются так называемые низкостоимостные электронные девайсы, такие как флешки, маленькие наушники и другое, потому что у мелких пакетов есть ограничения по весу, больше которого туда положить нельзя. Если посмотреть, стоимость, например, флешки 8Гб или 16Гб составляет 2-3 доллара, в России она стоит 1500-2000 рублей. Народу интересней заказать там, причем зачастую иностранные операторы, так как они работают на весь мир, стимулируют стоимость пересылки за рубеж большими скидками либо вообще отправка бывает бесплатной путем отправки мелкого пакета с точки зрения стоимости пересылки».

Абдухалилов Владимир: «Еще хотел бы добавить по поводу таможенных правил. Если раньше сумма была примерно та же самая, в месяц можно было ввезти на 40 тыс., но в течение одной недели на 10 тыс., то теперь ограничений именно по этому нет, то есть 1000 евро может быть в одной посылке в течение месяца. Поэтому если человек еще думал, что ему купить, чтобы ввезти на 10 тыс., то теперь он может спокойно купить себе одну вещь, которая будет стоить дорого и уже у таможни не будет к нему претензий. Если он на 10 тыс. и сверх 10 тыс. в течение недели ввозил, то это облагалось пошлиной, то теперь он имеет право ввезти одну вещь до 1000 евро и это будет беспошлино. Это тоже способствовало тому, чтобы люди ввозили эти товары.

Здесь Вашему вниманию представлена динамика поступлений EMS отправлений экспресс-почты.

Видно, что относительно прошлых периодов, в частности 2009 года, у нас рост идет более чем в 3 раза.

Вы знаете, наверное, факторами, влияющими на данную тенденцию, может быть, является то, что по сравнению с прошлым годом мы считаем, что у нас ситуация улучшилась по прохождению EMS отправлений, рынок на это реагирует, поэтому рост объемов у нас идет устойчивый.

Кроме этого я могу также отметить, что EMS отправления из-за рубежа в Российскую Федерацию с этого месяца входит не только авиа путем, но и наземным транспортом. Иностранные почтовые администрации двух государств, это Италия и Германия, уже направили к нам и мы уже получили 4 автотрека – 2 машины из Германии и 2 машины из Италии. Опять же, это показывает на то, что у нас ситуация по обработке и прохождению улучшаются. Это устойчивая тоже тенденция. Соответственно, потребительский рынок в этом плане тоже реагирует и отправления год от года немножечко меняются, они становятся более объемными в своих габаритах. Те же даже иностранные почтовые администрации поняли, что полностью вывести почту авиационным транспортом не возможно и необходимо привлекать наземный транспорт, что в принципе довольно-таки эффективно.

Здесь мы показываем Вам принципиальную схему прохождения международных почтовых отправлений от иностранной почтовой администрации до получателя.

 


Соответственно до 2011 года из 100% всех видов почтовых отправлений, которые поступали на территорию Российской Федерации, 92% приходилось на город Москву, все остальное это были наши регионы.

После тех мероприятий, которые мы провели в течение конца 2010 - 2011 года нам удалось децентрализовать потоки. В итоге мы получили 75% - Москва и 25% - регионы. Это очень хорошие показатели и на этом мы останавливаться не будем.

В течение 2011 года Почта России потратила более 230 млн. рублей на оснащение и модернизацию мест международного почтового обмена. Это значительные деньги, причем это за счет Почты России.

Основные моменты, которые мы решали в этот период, представлены на слайде.

Мы увеличили количество мест международного почтового обмена. У нас раньше были так называемые пункты международного почтового обмена. Разница между местами и пунктами заключается в том, что пункт обмена является транзитным объектом, где фиксируется вход почтового отправления и для полной таможенной процедуры и дальнейшей сортировки эти емкости передаются в место международного почтового обмена. Ярким примером тому является реконструкция пункта международного почтового обмена в городе Оренбурге. Он являлся пунктом для города Самары, то есть регистрация емкостей, которые поступали из республик Средней Азии, происходила в Оренбурге и для дальнейшей детальной обработки направлялась в Самару. Буквально недавно, 15 декабря, мы открыли в городе Оренбург место международного почтового обмена на базе бывшего ПМПО. И на сегодняшний день мы там имеем 2018 кв. м, что позволяет нам производить полную обработку всех видов почтовых отправлений, поступающих из республик Средней Азии, а также в период пиковых нагрузок, которые приходятся на конец ноября и декабрь, подключать объект к обработке почтовых отправлений, которые децентрализуются из Москвы.

В частности, это увеличение производственных площадей. Мы увеличили свои производственные площади более чем на 55%, суммарно по стране.

Это оснащение всех мест международного почтового обмена оргтехникой и другим специальным оборудованием, как для сотрудников почты, так и для сотрудников Федеральной таможенной службы в соответствии с их требованиями. Это в частности закупка рентгенотелевизионной техники, фотоаппаратов, других специальных приборов. Это делалось за счет ФГУП «Почта России».

Безусловно, все эти мероприятия по увеличению производственных площадей и оснащению оргтехникой влекло за собой увеличение штатной численности. Могу сказать, что только по ММПО Москва мы увеличили количество работников на 600 человек, то есть если у нас до 2011 года штатная численность составляла порядка 900 человек, то на сегодняшний день штатная численность 1512 человек. Это значительное увеличение штатной численности. При этом мы сознательно идем на то, что кроме того, что мы потратили деньги на приобретение различного оборудования и проведение ремонтно-строительных работ, мы также увеличили и фонд оплаты труда и все, что с этим связано.

Мы в унисон работаем с Федеральной таможенной службой и с прошлого года первый объект, который начал работать в круглосуточном режиме, это ММПО Москва. На сегодняшний день у нас находится здесь 28 круглосуточных рабочих мест сотрудников Федеральной таможенной службы. Это очень хороший показатель. При этом мы на данных показателях не остановились и у нас уже работают в круглосуточном режиме брянский почтовый объект, где сотрудники таможенной службы также работают в круглосуточном режиме. Хотелось бы, конечно, побыстрее, но для того, чтобы организовать эту работу так как мы хотим, есть ряд вопросов, которые обойти никак нельзя. Например, для того, чтобы подготовить нормально оператора связи, который может работать с международными почтовыми отправлениями, нужно минимум 3 месяца. Просто так взять человека с улицы невозможно, потому что человек должен иметь какие-то базовые навыки, знания по работе с оргтехникой, хотя бы читать латинские буквы. В Федеральной таможенной службе еще более сложная процедура, потому что эта категория относится к госслужащим и порядка трех месяцев тратится на проведение конкурсов для занятия вакантных должностей. Соответственно, увеличение штатной численности сотрудников таможенных органов это госбюджет.

Конечно же, не маловажный вопрос это организация логистики. Мы увязаны в одной цепочке как поступления почты из-за рубежа, так и перевозке почты по стране. Тоже мы ряд мероприятий по данному направлению проводим. Могу сказать, что не безуспешно. На сегодняшний день, понимая, что в районы крайнего севера у нас тоже идет почта, которая растаможена, причем она носит ярко выраженный объемный показатель, мы вводим новые маршруты.

Здесь мы показали схематически где у нас находятся места международного почтового обмена.

Основными объектами, которые на сегодняшний день берут на себя основную нагрузку, являются ММПО Москва, авиационное отделение перевозки почты, где проводится полная процедура оформления экспресс-отправлений, ММПО Пулково, ММПО в городе Калининград, где мы значительно увеличили производственные площади, дооборудовали их и в результате проведенной работы мы отвели часть почты, которая поступала из Германии на Калининград, брянский объект, куда также стала поступать почта из Германии, и объекты Самара, Оренбург, которые принимают участие в децентрализации общего потока.

Кроме этого мы задействовали новосибирское ММПО, но туда у нас комплектуются мелкие пакеты, которые предназначены для Сибири. По согласованию с таможенными органами, чего раньше не было, эти виды почтовых отправлений отправляются в Новосибирск железнодорожным транспортом в специально выделенных контейнерах, которые по категории относятся к таможенному транспорту.

При этом, хочу отметить, что несколько объектов на сегодняшний день у нас не загружено и в ближайшую перспективу мы не видим развития данных объектов, в частности, это мурманский ММПО и несмотря на близость к госгранице Норвегия почты туда не направляет. В Мурманск мы направляем почту по децентрализации, поэтому в течение следующего года мы планируем этот объект не закрыть, а заморозить. Функционирование мест международного обмена, наверное, в большей степени зависит от иностранных почтовых администраций. ММПО в Иркутске, в Сортавале (Карелия) у нас сейчас под вопросом и мы тоже будем их замораживать, потому что в Иркутск в основном поступала почта из Монголии, но в последнее время она уже пошла на Москву, потому что иностранная почтовая администрация самостоятельно выбирает тот объект, куда она будет направлять свою почту. Примером тому может являться перевозка почты из Российской Федерации в Соединенные Штаты Америки, где имеется более 20 мест международного обмена, но основной авиационный трафик идет на Нью-Йорк. У нас практически вся американская почта направляется в Нью-Йорк, потому что нам удобнее и разлетка воздушных судов удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к прохождению почтовых отправлений.

Здесь показано 14 ММПО, которые на сегодняшний день выполняют полную функцию по регистрации, обработке и сортировке всех видов почтовых отправлений.

 

Здесь показана динамика роста наших производственных площадей.

По оптимизации логистики я уже немного рассказал.

 

У нас, к сожалению, почта, которая предназначена для Дальнего Востока из Китая и Гонконга на сегодняшний день идет через Москву, несмотря на то, что у нас есть объект во Владивостоке. Он у нас разбит на две составляющие – это объект в аэропорту и объект около железнодорожного вокзала. Мы планируем в течении 2012 года реконструировать объект в аэропорту, увеличив его площадь в 2 раза, доведя ее до 500 кв. м, что в принципе мы можем позволить себе принимать почту с Юго-Восточной Азии во Владивостоке, но опять же перенаправление потока будет зависеть от доброй воли иностранных почтовых администраций».


Теги: Почта России, МПО, товар, интернет посылка
Автор(ы):  Абдухалилов Владимир Рахматуллаевич / Тимофеев Александр / Рыскин Михаил Петрович