Понятие, содержание, структура и виды корпоративных правоотношений.



Понятие, содержание, структура и виды корпоративных правоотношений

Корпоративное правоотношение – вид общественных отношений, складывающихся по поводу организации и деятельности хозяйственных обществ и товариществ, а также определения их правового положения (статуса).

Содержанием корпоративных правоотношений являются субъективные права и обязанности лиц, облеченные в правовую форму, с помощью которой происходит упорядочивание взаимодействия участников правоотношения.

В зависимости от вида общественного отношения, входящего в предмет корпоративного права, различают: отношения, связанные с организацией и деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, и отношения, складывающиеся по поводу определения правового положения хозяйственных товариществ и обществ.

В зависимости от юридического средства достижения общественной цели выделяют абсолютные и относительные корпоративные правоотношения.

Абсолютному корпоративному правоотношению соответствует обязанность всех лиц (пассивных субъектов) не препятствовать выражению воли активного субъекта, в чем бы эта воля ни выражалась.

В относительных корпоративных правоотношениях воле активного субъекта противостоит обязанность строго определенного лица (лиц) совершить или не совершать условленное действие.

В зависимости от отношения субъекта к правоотношению выделяют вещные и обязательственные корпоративные правоотношения.

В вещном правоотношении интерес активного субъекта удовлетворяется из самого факта нахождения у него вещи и вследствие этого наличия возможности ее использовать в целях удовлетворения личной потребности.

В обязательственном правоотношении потребность субъекта удовлетворяется за счет действия обязанного субъекта.

В зависимости от субъектного состава выделяют простые и сложные корпоративные правоотношения.

Простые корпоративные правоотношения возникают между двумя участниками. Сложные корпоративные правоотношения характеризуются наличием более двух субъектов.

Структуру корпоративного правоотношения составляют следующие его элементы:

1) субъекты правоотношения;

2) объекты правоотношения;

3) содержание правоотношения.

Корпоративное право
Звягинцев М.Г.
2005 год